Система ценностей болгар в европейской мозаике

Система ценностей болгар в европейской мозаике

Отличительные черты болгарского национального характера и система ценностей болгар на фоне других европейских народов представил в своей книге “Ценности болгар – современный портрет на европейском фоне” доц. Марин Паунов. Обобщения автора базируются на данных европейского исследования (European Social Survey) за 2008-2009 гг., проведенного среди 43 тыс. граждан 21 европейского государства.

Несмотря на то, что книга провоцирует своими реалистическими выводами, ее целью не является критика и акцентирование на негативных аспектах болгарского национального характера и духа. Автор избежал и другой крайности – стремления к “розовым” представлениям о том, какие мы, болгары. Исследование разрушает ряд мифологем, например, пресловутое трудолюбие болгар, стремление к знаниям, гостеприимство и т.д. Одним из положительных качеств в системе ценностей болгар, по которому мы опережаем многих европейцев, является интеллигентность. Представлено два вида интеллигентности – та, что можно измерить с помощью тестов, и т.н. уличная интеллигентность, т.е. смекалка, деловитость и адаптивность к конкретной социальной ситуации. “В обоих случаях мы более интеллигентны остальных”, – подвел итог автор книги. Следующее позитивное заключение в пользу болгарского национального характера – это нестандартный индивидуализм. Во многих случаях это исходит из склонности болгар справляться в одиночку, а не как группа людей, которая бы могла противопоставиться тому, что мешает ей развиваться. Но именно этот индивидуализм и желание успеха, заложенные в глубине болгарского характера, и являются залогом успешного развития всей нации. Мы также на первом месте среди европейцев и по критерию ценности, конкретизированной в исследовании как “достижение”. Желание процветания, успеха, рассмотренные более в материальном плане, являются движущими силами болгарина, мотивом для многих его поступков.

К сожалению, исследование показывает, что болгарин – самый недовольный и несчастный из всех европейских граждан. Он неудовлетворен стандартом жизни и своей работой. Болгарин хуже всего работает в команде и не признает коллективизма. Отмечено рекордно низкое доверие к действию систем здравоохранения, образования и судебной системе. Болгарин не одобряет даже демократию, в которой живет. Наиболее сильно болгарские граждане привязаны к сохранению своего статус-кво – т.е. они любят безопасность и меньше всего на фоне европейцев принимают перемены и сами меняются. Наиболее слаба, по сравнению с европейцами, другая черта – “привязанность к власти”.

“Это некая специфическая форма отторжения власти как социального феномена, – определил эту черту доц. Марин Паунов. – Если власть тебя подавляла, если преподносила нелицеприятные формы поведения, наверное, ты будешь чувствовать отчуждение от власти, как от института, который находится уровнем выше. Мы бьем рекорды со знаком минус в отношении к власти, как к ценности”.

И другие интересные заключения были выведены на базе ответов, представленных в исследовании. Например, когда речь идет о ценности, определяемой как “привязанность к свободе”, мы являемся единственной нацией, которая показывает отрицательные результаты в этом аспекте. “Объяснение этому, однако, не столь элементарно”, – заявил Марин Паунов. – Я считаю, что если вникнуть глубже, то мы увидим, что, скорее всего, речь идет о другом понятии свободы. Болгарин глубоко в душе столь свободен, как мало кто из европейцев. Потому что он не подчиняется воздействиям, влияниям, схемам и ограничениям. Но что касается традиционного понимания о гражданской свободе, т.е. того что заставило французов разрушить Бастилию, то здесь такого не существует. Это очень интересный момент”.

Одной из основ ценностей является религия. Но и здесь религиозность болгарина особенная. В этом отношении мы в середине списка. Болгарин не рассматривает религиозность как нечто глубоко духовное, он даже не может дать точное определение понятию “восточноправославный”, например. Доц. Марин Паунов объясняет, что для того чтобы выжить, одним из немногих средств, которыми располагал болгарин, было чувство сильной привязанности к церковной общине. Оттуда идет и религиозность болгар и их вера в церковные традиции.

Перевод Александры Арбековой

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх