Музей коня и конного спорта

Музей коня и конного спорта

Как бы вышедшие из волшебной сказки, кареты Третьего болгарского царства уводят нас в не столь далекие времена, в воспоминаниях о которых реальные картины переплетаются с воображаемыми фантазиями нашего детства. Вот какую поездку в прошлое, но и в беззаботное детство каждого из нас, предлагает нам Музей коня и конного спорта, устроенный на территории Фракийского университета в городе Стара-Загора, Южная Болгария.

Третье болгарское государство просуществовало в промежутке между двумя событиями, пометившими нашу историю разными знаками, - Освобождением от Османского владычества в 1878 году и оккупацией советскими войсками, которые наложили в Болгарии социалистический режим в 1944 году. За этот относительно краткий период времени строилось новое болгарское государство, которое возглавляли личности аристократического происхождения. Некоторые из атрибутов, свидетельствующих об их ранге и семейной истории, хранятся как раз в этом музее. После 9 сентября 1944 года эти артефакты “поверили” для хранения беспощадному времени, забросив их в бывшие царские конюшни, где о них „позаботились” моли, проевшие траурный покров князя, и шашеля, попортившие отменную иначе древесину, из которой французские мастера в свое время изготовили царскую карету.

Спасенные и отреставрированные - шедевры западноевропейских и болгарских производителей карет, фаэтонов и кабриолетов сегодня радуют глаза посетителей учрежденного в 2010 году музея. Первой остановкой по ходу нашей виртуальной прогулки становится карета князя Александра Баттенберге, которую выдающийся мастер из Парижа Анри Бернар соорудил в 1891 году по заказу Народного собрания Болгарии.

Музей коня и конного спорта

«Именно на этой карете перенесены тленные останки Александра Баттенберга в специально построенный для него в 1897 году мавзолей в Софии, – поделился Стойко Стойков, смотритель музея. – Фешенебельная повозка изготовлена в стиле, характерном для 19-го века, и оснащена двойной подвеской, что позволяло максимально увеличить угол поворота без опасности опрокидывания повозки. Здесь также сохранены такие артефакты, как траурная попона с монограммой князя, оригинальные фонари, которые работали в самом начале на масле, но потом их стали заправлять газом, богатая внутренняя декорация кареты из тафты изумрудного цвета с орнаментами из жемчужины. Все это показательно о царственном величии, которым обладал Александр I Баттенберг”.

Рядом с кареты – совсем как настоящие, как будто на посту, установлены фигуры двух гвардейцев, одетых в оригинальной форме, дизайн которой сочинил сам князь. Кстати, эта традиция, чье начало заложила личная охрана Александра Баттенберге, жива и по сей день в облике гвардейцев, который продолжают караулить у здания президентства.

Музей коня и конного спорта

Вполне заслуженно эти  униформы темно-красного цвета с барашковыми колпаками, орлиными перьями и кожаными сапогами со шпорами заняли первое место в конкурсе красоты и изящества, организованном на Балканской выставке в Лондоне, -  продолжает свой рассказ Стойко Стойков. – В принципе, это кавалерийские униформы, поскольку в 19-м веке кавалерия считалась самым престижным родом войск».

Следующий значимый экспонат музея - это карета, которую британская королева Виктория подарила царю Фердинанду.

Апофеозом государственной деятельности царя Фердинанда стало оповещение Независимости Болгарии от Османской империи, произошедшее 22 сентября 1908 г., – подчеркнул Стойко Стойков. – В результате этого акта турецкий султан Абдул Хамид II подирал ему вальтрап и амуниция для лошади с серебряными стременами, на которые была инкрустирована личная монограмма султана (т.нар. султанская тугра). Украшенный вручную орнаментами вальтрап является знаком признания ос стороны султана, что Болгария уже независима и встала на свой собственный европейский путь развития».

Музей коня и конного спорта

Пока рассказывает историю монарха, чьи разносторонние интересы позволяли назвать его еще орнитологом, энтомологом, дендрологом, смотритель направляет наше внимание и на двух других повозках из экспозиции музея: свадебная карета царя Бориса III и царицы Иоанны Савойской и коляска, на которой отправились на свадебную церемонию принц Кирилл Преславский и принцесса Евдокия.

Карета принца и принцессы – типа «Ландо», который берет свое название у немецкого города Ландау, – поясняет Стойко Стойков. – Она четырехместная со складывающейся крышей и обладает исключительно элегантной формой. Для этого типа повозок характерен низкий борт. Это позволяло лучше разглядеть дорогую красивую одежду, но и облегчало общение с приветствующими людьми. У царского ландо символическая рукоятка в виде уложившейся восьмерки с короной посередине, которая олицетворяла бесконечность и монархию. Рядом с рукояткой виден и герб Царства Болгария».


В Музее коня и конного спорта в Стара-Загора представлены также фаэтоны и кабриолеты, которые невероятный болгарский мастер Мито Орозов изготовлял для царской фамилии в своей мастерской  в городе Враца.

Музей коня и конного спорта

Кроме как помечтать о тех романтических временах, когда по мощеным улицам разносился тропот шустрых лошадей, посетители музея могут узнать интересные подробности о создании и селекции болгарских пород этого столь благородного представителя животного мира, о развитии коневодства и конного спорта на наших землях с самых древних времен.  Здесь, конечно, можно увидеть фотографию легендарного арабского жеребца Момент, который родился и вырос в легендарном государственном конезаводе “Кабиюк”, но в 60-х годов минувшего века был продан в Соединенные штаты за 500 000 долларов.  

Текст: Диана Цанкова (по интервью Милы Мариновой - БНР Стара-Загора)

Перевод Вили Балтаджияна



Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх