Палитра театров Софии

Палитра театров Софии

За последние 20 лет любовь болгарской публики к театру прошла через несколько этапов, которые в немалой степени были созвучны изменениям, наступающим в социальной и экономической жизни страны. Это больше всего касается болгарской столицы, на сценах которой параллельно с восходом талантливых только что окончивших театральный институт актеров, продолжали блистать своим мастерством любимые нескольким поколениям болгар имена. Был также период, когда театральные залы Софии пустели, так как зрителям в этот момент был куда интереснее политический спектакль, разыгрывающийся на улицах. В попытках вновь вызвать интерес зрителей руководители театров нередко делали ставку на эффектные, хотя и без особой художественной стоимости спектакли, но и этому этапу пришел конец. Лишь в последние годы, к сожалению, накануне мирового финансового кризиса, театральная публика восстановила в большой степени свою потребность быть духовно сопричастной подлинным ценностям и стала более требовательной к посланиям представляемых спектаклей. По мнению Красимиры Филиповой, руководящей Дирекцией “Искусства и творческое поколение” при Министерстве культуры, больше всего радует то, что театральные залы посещают все больше молодых людей.
Г-жа Филипова дополнила, что самый стабильный интерес зрителей вызывают представления Народного театра Ивана Вазова. И на его большой сцене, и в камерных залах этот театр всегда представлял столичной публике, как исключительно широкий классический репертуар, так и более современные драматургические провокации. Да и сами актеры всегда имели право выступить на этой сцене, которую спокойно можно назвать одним из основных болгарских институтов, бесспорным признанием их таланта. Вот, что рассказала Красимира Филипова о состоянии и других театрах Софии.

Палитра театров Софии
“Мне очень интересна структура театра “Слеза и смех”. У него нет собственной постоянной труппы. Условно можно назвать этот театр открытой сценой. Для выступления на ней приглашаются отдельные артисты и целые труппы, которые не располагают собственной сценой, и, таким образом, это предоставляет им условия для работы. Постоянную труппу не имеет и “Театр 199”, но на его сцене выступают только популярные уже утвердившиеся имена, которые и вызывают интерес зрителей к продукции этого театра. Весьма серьезных успехов добилась и Театральная мастерская “Сфумато”, которую можно назвать экспериментальной сценой Софии. К тому же этот театр радуется и серьезному международному признанию. Только в минувшем году “Сфумато” реализовал турне по Франции и завоевал престижный приз в Сеуле. Можно сказать, что его руководители - профессоры Маргарита Младенова и Иван Добчев развивают отдельную культурную нишу. Зрители посещают их спектакли, привлекаемые интересом к нестандартному воссозданию популярных литературных текстов и к более авангардному, по сравнению с остальными театрами, репертуару”.

В число любимых публике театров входит и Столичный кукольный театр. Причем, как утверждает г-жа Филипова, он заслужил это не только своими постановками для детей.

“В последнее время на сцене этого театра играют также исключительно интересные спектакли для взрослых. Один из них даже заслужил большой приз Международного фестиваля “Золотой дельфин”, который по традиции проводится в Варне. Традиционное понимание, что кукольный театр предназначен только для детей давно уже не актуально. Тем более, что специфическими инструментами и необычными способами выражения, этот тип театра предоставляет возможности, непостижимые для сугубо драматических театров”.

Палитра театров Софии


По мнению Красимиры Филиповой, за исключением нескольких театров, обладающих собственным специфическим профилем, остальные сцены столицы имеют сходный подход при подборе своего репертуара. Конечно, на их афишах находят место весьма разнородные, как по национальности, так и по стилистике драматургические произведения. Несмотря на давнишние традиции столичных театральных трупп, однако, болгарские актеры относительно редко получают доступ к большим европейским сценам. Они бесспорно заслужили это, но в последнее время становится все труднее обеспечить необходимые для этого средства, тем более, что даже традиционные до сих пор спонсоры, по экономическим причинам приостановили оказание финансовой поддержки театрам. Что касается интереса публики во времена кризиса, то, как утверждает Красимира Филипова, его возможно поддерживать новыми, оригинальными и даже нестандартными способами популяризации театральных спектаклей.

Перевод Вили Балтаджияна

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх