"Надгробное рыдание" (Отпевание Христово) – церковные песнопения Великой Пятницы

"Надгробное рыдание" (Отпевание Христово) – церковные песнопения Великой Пятницы

На богослужениях в православных храмах Болгарии есть одно песнопение, которое исполняется только раз в году. Только в Великую Пятницу в храмах звучит "Надгробное рыдание", известное и как "Отпевание Христово". Это богослужение, связанное с распятием, представляет синтезированный "рассказ" о страданиях Иисуса Христа и Его смерти на кресте.  

Песнопение составлено из трех статей и имеет специфическую и оригинальную мелодию, дошедшую неизмененной до нас с незапамятных времен. На основе этого анонима (произведение, которое не имеет подписи и чей автор неизвестен) один из мастеров первого поколения болгарских композиторов Добри Христов (1875-1941) создал уникальное многоголосное произведение, которое звучит и сегодня в храмах.

Таким образом таинство распятия и смерти на кресте передается как послание мирянам. Этот сакральный момент сильно воздействующий и очень печальный, побуждающий людей переосмыслить свою жизнь. В течение около 40 минут, сколько продолжается песнопение "Надгробное рыдание" с его тремя статьями (песнями), богослужение повествует о мучениях и страданиях Христа, с тем чтобы Он стал жертвенным агнцем для всех людей и затем воскрес. Поэтому песни звучат не столько как отпевание, а как восхваление Христовых дел, победы над смертью и как ожидание предстоящего Воскресения.

"Надгробное рыдание" (Отпевание Христово) – церковные песнопения Великой Пятницы

В исполнении мужской вокальной группы "Светоглас" "Надгробное рыдание" короче, чем исполняется в храмах, но воссоздает основное послание Великой Пятницы. Музыка Добри Христова – автора, внесшего наибольший вклад в развитие восточно-православной музыки в Болгарии. "Он изучал композицию в классе Антонина Дворжака в Праге, работал в течение почти всей своей жизни над созданием и развитием хоровой культуры в Болгарии", - отметила в рецензии к альбому группы "Светоглас" известный хоровой дирижер проф. Теодора Павлович. По ее словам, волнующим является тот факт, что исполнение "Надгробного рыдания" коллективом осуществлено по авторским рукописям, сохранившимся в Патриаршеском храме Св. Александра Невского в Софии. 

Фото: БГНЕС

Перевод и публикация: Елена Паскалова



Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх