Лиляна Дворянова перенимает для своих картин взгляды с ренессансных портретов

Лиляна Дворянова перенимает для своих картин взгляды с ренессансных портретов

Смотреть на современность глазами человека эпохи Ренессанса и, тем самым, творить истории из своего воображаемого мира – подобную «амальгаму» из прошлого, настоящего и воображаемого замешивает художница Лиляна Дворянова в своих полотнах, представленных в галерее «Этюд» на ее десятой самостоятельной выставке под названием «Перенятые взгляды».

Идея Лиляны Дворяновой перенять глаза у личностей, изображенных на ренессансных и классических картинах, возникла как бы в шутку. Однажды, для собственного развлечения, она занялась коллажими членов своей семьи, преображая их в роли королевских особ из старинных полотен. Потом она выложила эти своеобразные шаржи в интернете, после чего, вполне неожиданно, как близкие друзья, так и незнакомые для нее люди, практически завалили художницу заказами изобразить их то ли в виде Шекспира, то ли бога Марса, то ли всевозможных прочих героев былых времен.

Лиляна Дворянова перенимает для своих картин взгляды с ренессансных портретов

Благодаря этим занятиям у Лиляны накопился серьезный архив портретов, что и побудило ее к следующему эксперименту: она решила перенять у старинных картин только взгляд изображенного человека, а далее при помощи цифровой трансформации создать совершенно новые образы и истории.

"Я не смотрела на первоначальные картины, пока рисовала, – делится художница. – Я старалась перенять только глаза, которые уже сами "выписывали" свою историю. На основе этих взглядов я создала совершенно иные портреты с новым повествованием, которое каждый человек, заглянув на картину, свободен придумать себе. К тому же оказалось, что один и тот же взгляд может рассказать более чем одну историю, потому и на основе одного и того же портрета я создала несколько совершенно различных современных картин".

Лиляна Дворянова перенимает для своих картин взгляды с ренессансных портретов

Во время творческого процесса Лиляна Дворянова заметила, что образы на портретах как бы всматриваются в человека напротив – "вроде бы требуя чего-то, пока их взгляд прямо пронзает тебя".

"Каким-то образом, каждый из портретов несет с собой свое время, – продолжает свой рассказ художница. – Потому и у моих картин оформилась своя особая атмосфера, которой я ни в коем случае не могла бы добиться, если бы просто рисовала их или же перенимала эти взгляды с какой-то фотокопии, чтобы сделать коллаж. Эти взгляды как бы излучают свой особый свет, которым освещают это новое визуальное пространство, в которое они положены. И этот свет каким-то неведомым путем прибыл к нам из прошлого".

Лиляна Дворянова перенимает для своих картин взгляды с ренессансных портретов

Пока делала шуточные коллажи своих близких, художница уверилась в том, что современные лица, наложенные на ренессансные и классические образы, выглядят смешно и карикатурно. Тогда как перенятые взгляды с прошлого кажутся реальными и по сей день. "Они выглядят вполне убедительно, они сохранили в себя свою жизнь, которая способна создавать новые образы и истории", – уверена художница. Но будет ли это так и с нашими глазами, если люди будущего решат взглянуть через них?

"Бурное развитие новых технологий, помимо всего прочего, может в любой момент вызвать и гибель человечества, что меня ужасает, – отвечает Лиляна Дворянова. – Лично я пользуюсь цифровыми инструментами, но процесс отнимает у меня время, в рамках которого я думаю и живу с данным проектом. Но если это станет делать искусственный интеллект, например, мы ему поручим написать картину в стиле Винсента ван Гога и он сразу исполнит наш заказ, то мы можем потерять из вида границу авторского присутствия в искусстве. И тогда напрашивается вопрос, насколько такое творчество будет связано с каким-то реальным внутренним переживанием".

Лиляна Дворянова перенимает для своих картин взгляды с ренессансных портретов

Глядя чужими глазами, мы можем пробудить в себя эмпатию, предугадать чужие планы, даже почувствовать стук чьего-то сердца. Бытует верование, что взгляд в состоянии окутать близкого человека в своей паутине.

"Возможно, что это не мы смотрим через их глаза, а именно они смотрят на нас из портретов, – рассуждает художница. – Уже другой вопрос, как выглядим мы в их глазах. Но когда человек чувствует, что за ним наблюдают, он всегда исполняет какую-нибудь роль и старается представить себя лучшим образом, так что было бы неплохо, если бы мы задумывались над этим вопросом как можно чаще. Связь прошлого, придуманной истории и будущего вполне умышлена, и мне исключительно интересно, к чему приведет этот эксперимент. Одного окончательного ответа, однако, нет – пусть каждый зритель найдет свой собственный ответ".

Перевод Вили Балтаджияна

Фото: Диана Цанкова, Facebook /Галерия Етюд


Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх