Фильм «Балканская мелодия» рассказывает о «Мистерии болгарских голосов»

Фильм «Балканская мелодия» рассказывает о «Мистерии болгарских голосов»

Когда начался ХХVІ фестиваль «Киномания» в Софии, в первом зале Национального дворца культуры были представлены великолепный концерт женского вокального хора «Мистерия болгарских голосов» и фильм «Балканская мелодия». Лента рассказывает о нелегком пути хора к мировой славе. Это масштабная документальная копродукция Швейцарии, Германии и Болгарии швейцарского режиссера Штефана Швитерта, одного из известнейших авторов музыкальных документальных фильмов в Европе. «Очень редко в фокус выдающегося европейского режиссера попадают темы, связанные с Болгарией», – говорит Мартичка Божилова, продюсер фильма с болгарской стороны. Четыре года тому назад Швитерт прибыл в Софию и представил болгарской компании «АгитПроп» свою идею создать фильм, посвященный музыковеду и исследователю Марселю Селье – открывателю и крестному отцу «Мистерия болгарских голосов», а также его супруге Катрин.

«Это люди, – говорит Мартичка Божилова, – которые в последние 50 лет играли существенную роль в популяризации музыки, характерной для наших земель – Болгарии, Румынии, вообще Восточной Европы, не очень известной западному миру во времена коммунизма. Именно они являются основными «виновниками» для того, чтобы эта музыка завладела миром и альбомы, в которые она включена, продавались в миллионах экземпляров. Фильм не прослеживает историю самого хора «Мистерия болгарских голосов». Он, скорее, рассказывает о малоизвестных фактах, связанных с началом международной славы хора, через взгляд и воспоминания швейцарца Марселя Селье. А также о сегодняшних днях, когда певицы намного более высоко оценены за рубежом, чем на своей родине. Фильм представляет феномен «Мистерия болгарских голосов». Название хора придумано Марселем Селье. Он человек, имеющий не только отличный музыкальный, но также и торговый нюх, и в фильме мы видим, как после своего первого посещения в Болгарию в 1952 году, он зарегистрировал торговую марку и стал продюсером хора. Мы видим так же, как впоследствии увеличились продажи альбомов, какой была работа, связанная с их изданием, с организацией концертов хора, как Селье пришлось продать торговую марку и права более крупным музыкальным компаниям, которые и на данный момент являются ее владельцами. Фильм Штефана Швитерта рассказывает и о другом феномене, который Марсель Селье обнаружил и превратил в звезду. Речь идет о невероятном румынском панфлейтисте Георге Замфире – исполнителе музыки в американском фильме «Однажды в Америке», который работал и по ряду других проектов с композитором Энио Морриконе. По-моему, фильм «Балканская мелодия» является настоящим музыкальным переживанием для любителей этого жанра кино».

Фильм прослеживает жизнь Селье, который путешествовал по болгарским землям в 70-х и 80-х гг. ХХ века в поисках аутентичной фольклорной музыки. В 1975 году он издал первый альбом болгарских народных песен, озаглавленный «Мистерия болгарских голосов». Второй альбом из этой своеобразной серии вышел в конце 80-х годов, а в 1990 году завоевал музыкальную премию «Грэмми». Были изданы еще два диска из этой серии, а проект Селье «Ритуал», реализованный в США, получил номинацию на престижную премию «Грэмми» в 1994 году. В альбомы включены больше всего записей хора Болгарского телевидения и радио, который позже принял название «Мистерия болгарских голосов». Несколькими исполнениями участвовали хор имени Филиппа Кутева, хоры «Фракия» и «Пирин», хоры ансамблей «Добруджа» и «Родопа». Среди композиторов песен занимают место Красимир Кюркчийски, Филип Кутев, Николай Кауфман и Георги Минчев.

По стопам семьи Селье фильм «путешествует» по Румынии и Болгарии для того, чтобы вновь открыть легенды и богатство их музыки, но через призму их жизни сегодня. А реальность сегодня, связанная с хором «Мистерия болгарских голосов» – это отсутствие государственной поддержки и субсидирования, в сочетании с невероятной славой и уважением за границей. «Режиссер фильма пытается бросить острый взгляд на то, что на данный момент происходит с этой невероятной фольклорной музыкой. Известен факт, что она широко использовалась коммунистическим государством в пропагандных целях. Швитерт уловил эту подробность и хочет понять, раз уже не существует Железного занавеса, какими являются шансы, чтобы это невероятное нематериальное богатство продолжило существовать. Это не только апология нашего фольклора, фильм рассматривает весьма болезненные и интересные темы, над которыми и нам следует задуматься», – объяснила продюсер Мартичка Божилова.

«Конъюнктура при всех положениях изменяет многое. Даже я как продюсер фильма чувствую это в коммуникации с нашими героями. Фактом является то, что болгарские женские хоры очень трудно находят последователей и редко передают свое знание более новым поколениям, которыми на данный момент завладел коммерциализм новых маркетинговых трюков. Так что фольклор и этот невероятный феномен «Мистерия болгарских голосов», которыми Болгария известна в мире, должны быть сохранены как исключительное богатство. Разумеется, это должно быть предметом государственной культурной политики».

Перевод Марии Атанасовой

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх