«Вечный» календарь отца Матея Преображенского

«Вечный» календарь отца Матея Преображенского

Один из представителей болгарского Возрождения, литературный деятель и революционер еще в 1850 году воссоздал круговорот природы и жизни в календаре, который назвал Вечным. Это мерило времени, дело отца Матея Преображенского-Миткалото, дошло до нас и сегодня его можно увидеть в Историческом музее города Павликени, на севере Болгарии. Принесет ли сегодня, когда так много говорят о конце света, предсказанном майя, творение Матея Преображенского успокоение людям, что этого не произойдет? И понимание, что как у природы четыре сезона, которые постоянно повторяются, так и род человеческий следует этим природным законам...

«Вечный» календарь отца Матея Преображенского

© Фото: архив

Отец Матей Преображенски, личность энциклопедическая, родился в 1828 году в Ново-Село, в центральной части Болгарии. Оставшийся сиротой, он был отправлен родственниками в Дряновский монастырь послушником. Затем он перебрался в Преображенский и Рильский монастыри, а позже на Афон. В то время монастыри были центрами духовной жизни, а в их библиотеках хранились ценные книги. Матей Преображенски впитывал знания с пожелтевших страниц и даже дошел до мысли о Вечном двигателе. Став сподвижником Апостола болгарской свободы Васила Левского, который был казнен османскими поработителями в феврале 1873 года, Матей Преображенски ездил по стране, откуда пошло и его прозвище Миткалото (бродяга), и участвовал в организации революционных комитетов. Но в его котомке всегда были книги. Сам он был автором 8 книг, сделал список и с первой истории болгар, написанной отцом Паисием в 1762 году. Идея создания вечного календаря возникла, когда Матей Преображенски был в монастыре на Афоне.

Рассказывает Нели Цонева, смотритель Исторического музея в городе Павликени: “Там, на берегу Эгейского моря он предпринял первые попытки создания вечного двигателя. И вновь к этому периоду относятся его первые попытки создать макет Вечного календаря. Он представлял собой несколько концентрических кругов разной величины с одной общей осью, чтобы можно было вращать каждый круг. В 1870 году, когда Матей Преображенски был в Тырновском краю, он передал свой макет стенописцу Венко, который изобразил его на внешней стене школы в селе Михалци в 1870 году, когда была построена школа”.

Календарь, представленный в Историческом музее в г. Павликени имеет размеры 158 на 116 см. В его центральной части концентрические круги, при этом самый внешний круг разделен на 12 секторов. В каждом секторе написаны названия 12 месяцев года и, соответственно, дни с 1 по 30 или 31, в зависимости от того, сколько дней в месяце. Напротив даты написано и название соответствующего христианского праздника. На внутренних кругах есть система цифр, букв и сокращений. И насколько разгадана символика Вечного календаря, можно сказать, что там указаны части Нового завета и разные богослужения, которые положены на данный христианский праздник. Календарь составлен по законам Григорианского календаря, поэтому соответствует нынешним христианским праздникам.

“С двух сторон календаря, ‒ продолжила свой рассказ Нели Цонева, ‒ есть две колонны с цифрами и таблицами, где указаны годы с середины ХІХ века по 1940 год. И, предположительно, эта таблица дает возможность вычислить, примерно, данная дата на какой день недели приходится или же соответствующая неделя какая по счету в данном году. Все учтено, чтобы показать вечный круговорот как в природе, так и в летоисчислении. Вокруг этих концентрических кругов на четырех концах календаря есть 4 картины. На каждой из них изображены по трое человек и соответствующие надписи – весна, лето, осень и зима. Четыре картины на 4 краях календаря изображают четыре сезона. А три месяца каждого сезона представляют фигуры людей”.

Идея, которая внушается автором, по оценке Нели Цоневой, в том, что как в природе после весны наступает лето, затем осень и зима, такие же сезоны есть и в человеческой жизни. Человек рождается на свет, созревает, постепенно стареет и достигает глубокой старости. Но колесо жизни на этом не заканчивается, приходят новые поколения... В центре Вечного календаря изображены на синем фоне два земных полушария, представлены также солнце и луна, а в середине между ними треугольник и в нем глаз. Всевидящее ли то око Господне или олицетворение Космоса ‒ каждый может толковать по-своему. Много символики и много знаний о мире собрано в этом календаре, ‒ считает Нели Цонева.

Перевод Елены Дымовой
Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх