Храм-Квадрифолий из стекла, мощи от оставшихся целыми тел мучеников – античный Залдапа постепенно раскрывает свои тайны

Храм-Квадрифолий из стекла, мощи от оставшихся целыми тел мучеников – античный Залдапа постепенно раскрывает свои тайны

Первые исследования античного города Залдапа провел в период 1906–1910 гг. родоначальник болгарской археологии Карел Шкорпил. Еще тогда было установлено, что поселение было основано самим Константином Великим в начале IV века в окрестностях нынешнего села Абрит в районе Добруджи, Северо-Восточная Болгария.

Храм-Квадрифолий из стекла, мощи от оставшихся целыми тел мучеников – античный Залдапа постепенно раскрывает свои тайны

Город Залдапа прославил и его уроженец – выдающийся византийский полководец Виталиан, который возглавил два бунта против центрального управления и провозгласил себя императором в самом начале VI века. В те времена хорошо укрепленный город был ведущим христианским центром в этой части империи, о чем свидетельствуют и останки шести церквей эпохи раннего христианства с конца IV по VI век. Об этом рассказал в интервью „Радио Болгария“ проф. Георги Атанасов – руководитель международной команды специалистов из Болгарии, Франции, Канады, Албании и Италии, которая исследует объект. "2 года назад мы сделали, наверное, самое значимое открытие в районе Залдапы, обнаружив останки необычайного церковного храма четырёхлистного типа, известный еще как квадрифолий", – поделился профессор. – Вся крыша храма была в огромных стеклянных окнах, благодаря чему свет свободно проникал внутри, освещая красивые стенописи. На вершине стеклянного храма возвышался купол, а множество арок в его конструкции придавали ей особую эфирность. Об этом и о других интересных подробностях, связанных с раскопками Залдапы, рассказывает и далее Георги Атанасов:

"Храм имел великолепную, к нашему счастью, почти полностью сохранившуюся орнаментику из мрамора, величественный амвон, с которого проповедовал епископ, десятки капителей… Но больше всего нас удивили обнаруженные здесь мозаики. Пол всей церкви был выполнен в виде мозаичных панно, которые отлично сохранились.

Храм-Квадрифолий из стекла, мощи от оставшихся целыми тел мучеников – античный Залдапа постепенно раскрывает свои тайны

В Болгарии обнаружены всего лишь еще два храма, типа квадрифолия – в Перуштице и в Стара-Загора. Во всем христианском мире – в Азии, Северной Африке и Европе, обнаружены не более 30 подобных храмов той эпохи, что дает нам основания считать, что здесь, вероятнее всего, находилась резиденция епископа. В любом случае, строительство столь грандиозного храма требовало серьезных ресурсов и исключительно хорошо подготовленных архитекторов и зодчих. До сих пор, при активном участии международной команды, мы раскрыли около 70% плана храма", – подчеркнул проф. Атанасов.

В археологических пластах ниже епископской резиденции археологи наткнулись на более ранний храм, датируемый концом IV века, где была обнаружена крупнейшая на территории Болгарии крипта. У подземного христианского сооружения было три помещения, все покрытые уникальными стенописями.

Храм-Квадрифолий из стекла, мощи от оставшихся целыми тел мучеников – античный Залдапа постепенно раскрывает свои тайны

"Вообще, город Залдапа, своими 5 большими криптами, не имеет аналога. Это, во-первых, подтверждает, что здесь находилась резиденция епископа, а во-вторых, доказывает его высокую легитимность и наличие исключительно щедрых ктиторов, что поспособствовало его становлению одним из фундаментов христианской культуры и цивилизации в этом крае Римской империи", – отметил еще проф. Атанасов.

Храм-Квадрифолий из стекла, мощи от оставшихся целыми тел мучеников – античный Залдапа постепенно раскрывает свои тайны

Оказывается, что почти каждый храм в Залдапе имел большею крипту для хранения мощей христианских мучеников. Но то, что больше всего удивило археологов, это факт, что здесь хранились не отдельные частицы мощей, а целы тела мучеников! Свет на этот факт пролил проф. Атанасов:

"В Добрудже, согласно церковным календарям и житиям святы, просияли около 140-150 святых эпохи раннего христианства, то есть, во времена больших гонений последователей этой религии в империи в начале IV века. Нет другой такой римской провинции на Балканском полуострове и в Центральной Европе, где было бы сосредоточено столько святых в одном месте. И поскольку римские законы позволяли хоронить даже преступников, та даже эти рассеченные, сожженные, умерщвленные самыми жестокими способами ранние христиане имели право на свою могилу. А когда во времена правления Константина Великого христианство уже было введено как официальная религия, местные христиане могли выкопать мощи мучеников из некрополей и положить их в храмы, чтобы освятить ими алтари церквей. Такая практика не имеет аналога на Балканском полуострове, да и не только", – подчеркнул проф. Георги Атанасов.

 
Фото: архив проф. Георги Атанасова

Перевод Вили Балтаджияна


Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх