Димитров день разделяет лето от зимы

Димитров день разделяет лето от зимы
26 октября в Болгарии чтится память Святого великомученика Димитрия Солунского. Димитрий Солунский родился в ІІІ век в семье градоначальника Солуни. После смерти отца Димитрия, римский император возложил этот пост ему. Димитрий, которого сограждане исключительно почитали, открыто исповедовал и восхвалял христианскую веру. За эту его деятельность язычники, сторонники императора Галерия, бросили Димитрия в темницу, а 26 октября 306 года убили копьем. После его мученической смерти мощи святого были положены в серебряный реликварий, который хранился в небольшом христианском храме. Согласно преданию, из этих мощей вытекало благовонное миро, по причине чего святого назвали Димитрием Мироточивым. Из-за его чудотворной силы Святого Димитрия почитали покровителем Солуни. В иконографии его изображают как святого воина на красном коне.

© Фото: архив

Болгары называют этот праздник Димитров день. Этот крупнейший осенний праздник разделяет летний сезон от зимы. От Гергьовдня до Димитровдня – так определялось активное полугодие хозяйственной жизни. Народная поговорка гласит: „Святой Димитр приводит зиму, а Святой Георгий – лето”. В народных верованиях утверждается, что эти два святых покровителя – братья. Святой Димитр старший из них – его называли „старый святой”, „Дедушка Димитр”. Он властелин зимы, ездит на красном коне, а из его белой бороды сыплются первые снежинки. Вот почему говорят: „Как придет Димитров день, скоро будет и снег”. В этот день хозяева готовили дрова для зимнего очага и хранили соху под хлев. По поведению скота и по погоде в Димитров день гадали, какой будет предстоящая зима. Если, возвращаясь с пастбища, коровы сильно мычат или же овцы, заходя в загон, снесут на землю стоящую у двери герлыгу пастуха, это вещало тяжелую зиму. Если же на Димитровдень шел дождь, то считалось, что следующий Гергьовдень тоже будет дождливым. Были еще гадания по форме месяца в этот день – если месяц полный, то переполненными медом будут и улья пчелиные. В Димитровдень часто устраивали праздничные встречи семей и поселков, организовали обрядовые трапезы, на которых обязательно должны были присутствовать блюда из петуха и яблочные пироги. В этот день получали свою зарплату пастухи и другие работники хозяйства, вот почему праздник называли еще „Разпус”. Получив зарплату, наемные работники собирались на праздничное застолье в корчмах. Потом играли хоро, пели песни, среди которых особенно популярна была песня о дочке богача, полюбившей бедного крестьянского парня. В этот день празднуют люди с именами: Димитр, Димитрина, Димана, Митко, Митра.

На другой день после Димитровдня – 27 октября, болгарская православная церковь чтит Святого Нестора, который также жил в ІІІ веке в Солуни и нашел свою смерть вместе с Димитрием Солунским. В народном календаре этот день называют «Нистор», «Мыши день», «Мышкин праздник», «Мишляци», «Пуганцы», «Пуганляшко» и Глухчови дни». Народная легенда рассказывает, что мыши, змеи и кроты, выскочили из утробы безбожника Лия, которого Святой Нестор одолел в битве. Согласно другому преданию, эти твари выскочили из утробы дьявола, которая лопнула под воздействием запаха ладана. Так как мышей всегда считали большой напастью для домов и хозяйства, для одежды, хранимой в сундуках, и для зерна на поле и в амбарах, грызунам уделен специальный день почета. В этот день проводится ряд обрядов с целью умилостивить их. В народных верованиях мышь бытует как маленький дух, которого можно одолеть только просьбой. Во время «Мышьих праздников» женщинам запрещалось вязать, прясть, открывать сундуки с одеждой так, чтобы мыши не съели ничего сделанного или вынутого из сундука в этот день. Также нельзя было открывать сосудов, в которых хранили капусту и муку, чтобы туда не сунулись мыши. Еще действовал запрет на использование острых режущих предметов – не резали ножом и ножницами, не рубили топором, не шили иглой, все это, дабы «мыши своими острыми зубами не повредили одежду и посевы». В этот день хозяйки мазали грязью пол у очага, четыре угла комнат и мышьи норы. Пока одна из хозяек мазала с прищуренными глазами, другая спрашивала у нее: «Что ты мажешь?», а первая отвечала: «Мышам глаза и рот мажу, чтобы ослепли и чтобы не ели одежду и пшеницу». В каждый из углов дома клали вареную кукурузу, чтобы мыши были «сытыми». Согласно другому обычаю, женщины пришивали красной нитью переднюю и заднюю стороны своего подола, тем самым «пришивая мышам глаза». В этот день еще нельзя было произносить слово «мышь», а называли их «парнями» или «глухарями», откуда и название праздника «Глухчови дни».

В болгарских народных традициях бытует другой интересный обычай «Мышья свадьба». Две женщины с одинаковым именем ловят одну мужскую и одну женскую мышь, одевают их в свадебные наряды, привязывают одну к другой бечевкой и кладут в корзину. Потом собирается все село и свадебной музыкой и песнями идут «мышат женить». Шествие отправляется из села к реке, высокому холму или в «чащобу леса». Там отпускают мышей с пожеланиями, чтобы «они поженились в другом селе, а в это не возвращались», или же поп «венчал» мышей, после чего топили их в реке. Потом ставили богатую трапезу, которой сопровождали веселье, танцы и песни, как на настоящей свадьбе. Люди верили, что этим обрядом прогонят всех мышей из села».

Автор: доц. д-р наук Валентина Шарланова из Института этнологии и фольклористики с Этнографическим музеем при БАН
Перевод Вили Балтаджияна
Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх